СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ
К чему готовиться?

Ваше резюме перечисляет ваши достижения, пестрит информацией о ваших навыках, сильном образовании и вообще предназначено для того, чтобы произвести благоприятное первое впечатление на рекрутера. Этого достаточно, чтобы получить приглашение на встречу, на которой вас скорее всего попросят подкрепить слова делом в ходе интервью по компетенциям. Сейчас работодатели прибегают к этой модели все чаще и чаще, поэтому в нашей статье мы расскажем о том, что это такое и как его успешно пройти.

00714_RGB - Copy-min.jpg

В чем отличия обычного собеседования от интервью по компетенциям?

На обычном собеседовании вам могут задавать вопросы общего характера, которые помогут нанимающему менеджеру получить более широкое представление о вас как о профессионале. Вас могут спросить, как характеризуют Вас коллеги, и что Вы можете принести бизнесу в случае положительного решения. К таким вопросам нужно готовиться и тренировать ответы заранее. Интервью по компетенциям предназначено, чтобы выявить и проанализировать специфические навыки. Вопросы могут быть такие: «Расскажите о проектах, где от вас требовалась эффективная работа в команде?» или «Расскажите о случае, когда вам было необходимо найти решение для сложной рабочей ситуации». Цель таких вопросов не запутать вас или вывести из себя.

Интервьюер хочет оценить, как вы проявляете свои навыки в разных рабочих ситуациях, и таким образом понять, насколько вы подходите под требования роли. Вам же такое собеседование тоже будет полезно в том плане, что вы поймете, что не подходите под эту позицию еще на этапе интервью, а не после того, как выйдете на новое место. Поэтому при подготовке к такой встрече следует подкрепить свои навыки примерами проектов и быть честным и конкретным.

Обладание какими компетенциями вам нужно будет подтвердить?

Компетенции, которые захочет оценить работодатель, конечно, зависят от роли и уровня позиции, на которую вы претендуете, и каким-то из них рекрутер может уделить больше внимания, чем другим, менее важным.

Например, если вы претендуете на вакансию офис-менеджера, рекрутер захочет увидеть в вас такие качества, как высокая организованность, многозадачность, и большинство вопросов будут сосредоточены на организационных навыках.

Если вас пригласили на интервью по компетенциям, то проявите инициативу и постарайтесь заранее узнать больше о вакансии. В зависимости от требований роли можно предугадать, какие компетенции для нее важны. Плюс есть набор универсальных компетенций для многих должностей. Таким образом, от вас будет требоваться качественная подготовка по всем направлениям.

1. Специальные прикладные навыки

Исходя из описания вакансии, подумайте, обладание какими навыками от вас требуется. Это hard skills, которые подразумевают некоторую степень вашей профессиональной уникальности, например, в организации мероприятий, использовании дизайнерских программ. От вас ждут примеров их успешного применения: «Расскажите, для чего вам был нужен Excel и как вы его использовали на своей предыдущей работе?».

Если таких примеров очень много, то сконцентрируйтесь на самых свежих из них.

2. Командная игра

Нанимающий менеджер захочет удостовериться, насколько вы способны строить рабочие отношения и играть в команде. Это личностный навык, soft skill, который тем не менее крайне важен для продуктивности и достижения целей компании.

А вопрос к вам может быть таким: «Расскажите о проекте, в котором вы и члены вашей команды работали вместе для выполнения какой-либо общей задачи?»

От вас требуется проанализировать проекты, в которых вы участвовали наряду с другими сотрудниками, упомянуть самые успешные и подробно остановиться на тех проектах, где ваш личный вклад был наиболее заметен.

3. Коммуникация

Тут будут оцениваться взаимоотношения с коллегами, поставщиками, работа с клиентами и любыми заинтересованными лицами внутри компании. На любой роли важна эффективная и четкая коммуникация с различными целевыми аудиториями.

Вас спросят: «Расскажите о том, как вам удалось построить профессиональное и результативное общение с кем-либо в рамках вашей предыдущей роли?»

Когда будете рассказывать, упомяните, какие именно коммуникационные навыки вы используете в общении: активное слушание, эффективное ведение переговоров.

4. Принятие решений

Во многих должностях, даже на начальных, от вас требуется уметь принимать обоснованные и подкрепленные знаниями решения. Поэтому будьте готовы приводить примеры таких рабочих ситуаций, когда от вас требовалось решение, возможно, в последний момент, и оно оказалось правильным.

Когда будете описывать такую ситуацию, расскажите о том, как вы пришли к такому решению, и какие факторы (бюджет, временные рамки) повлияли на его выбор. Ну, и не забудьте в красках описать результат.

5. Организационные навыки

Для большинства должностей цель рекрутера – подобрать сотрудника, способного качественно организовать свой рабочий процесс, а в масштабных проектах и рабочий процесс команды. С небольшими вариациями вопрос к вам может звучать так: «Как вы организовываете свой рабочий процесс?»

У каждого из нас есть свои собственные способы управления задачами, приоритизации дел и установки дедлайнов. Возможно, вы заносите в список дел задачи в порядке важности, пересматриваете его и меняете порядок по мере появления новых проектов и выполнения каких-либо пунктов списка. В любом случае, будьте готовы рассказать о том, как вам удается оставаться организованным и контролировать процессы, в которых участвуете.

6. Навыки решения проблем

Считается, что руководители заинтересованы в сотрудниках, которые придут к ним с решениями, а не проблемами. С этим нельзя не согласиться. Работники, которые столкнувшись с вызовами, готовы предлагать инновационные идеи того, как решить проблему или оптимизировать какой-либо процесс, смогут многого добиться в плане своего профессионального роста и для бизнеса компании.

Готовьте ответ на вопрос: «С каким самым большим вызовом вам пришлось столкнуться на работе?»

Оцените свой опыт и старайтесь даже о вызовах говорить в положительном ключе, делая в рассказе правильные акценты на то, как вам удалось решить проблему благодаря вашему нестандартному решению и гибкости.

6 ситуаций, которые мы описали будут интересны любому нанимающему менеджеру, независимо от позиции, на которую вы претендуете. Поэтому заранее продумайте ситуации, которые вы можете привести в качестве примеров и потренируйтесь рассказывать о них уверенно и лаконично.

Следите за нами в социальных сетях